Почему мы верим фейковым новостям?

Фейковые новости – бич современности, с которым отчаянно пытаются бороться ученые. Одно из последних исследований этой темы провел психолог Стэнфордского университета Сэм Винбург с целью выяснить, почему даже самые умные из нас верят фейковым новостям. Результаты были описаны в издании Time. В качестве небольшого эксперимента Винбург попросил оценить опытного профессора истории статью Американского колледжа педиатров о буллинге. Изучая сайт, профессор отметил домен «org», обратил внимание на список источников и указание авторства цитат, а также на качественный дизайн сайта. Через 5 минут профессор завил о том, что у него нет сомнений в официальности и надежности этой статьи. Подметив мелочи, читатель не заметил самого главного: статья была написана не самой Академии педиатрии, а группой, которая откололась от нее несколько лет назад и позднее обвинялась в разжигании ненависти по отношению к сексуальным меньшинствам.

1

В ходе следующих исследований Винбург и ученые из его группы вывели несколько основных причин по которым мы попадаемся в «ловушку» и верим тому, что публикуют в сети. Они напрямую связаны с нашим поведением в интернете. Обычно нам некогда погружаться в материал и переходить по ссылкам на источники. Порой, мы и вовсе не находим время на то, чтобы открыть статью, а лишь считываем заголовок, который откладывается в нашей памяти. Но мы забываем о том, что название статьи может быть «кликбейтом», а суть отличаться от заголовка. Наше доверие основывается на мелочах, которые не играют никакой роли – дизайн, доменные имена, топовые позиции сайта в поисковиках. Информацию мы получаем, в основном, из социальных сетей. Здесь мы переписываемся с друзьями, лайкаем мемы и смотрим фото знакомых, и наш мозг не настроен к аналитическому восприятию информации. Мы поглощаем ее и делаем репосты со страниц друзей, не задумываясь о ложности или правдивости новости.

2

Исследователи из MIT доказали, что методы распространения фейковых новостей не новы и активно используются в пропаганде. В своем эксперименте они выпустили серию фейковых новостей о Трампе в привычном для Facebook формате, и большинство из участников не смогли распознать «подделку». «Если вы что-то видели раньше, ваш мозг подсознательно воспринимает это как правду», — объясняет глава исследования Дэвид Рэнд в интервью Time.

3

По мнению ученых, политиков и технологов, массовая дезинформация в сети может привести к необратимым последствиям. Прогресс шагнул настолько, что теперь молодая мать скорее уточнит информацию о лекарствах и вакцинах для ребенка у Google, а не у врача. А дети, в свою очередь, могут столкнуться в соцсетях с искажением исторических фактов, и это отразится на их восприятии мира. В Индии фейковые новости о похищениях детей, распространявшиеся по WhatsApp, уже привели к массовым беспорядкам: люди в попытке найти виновных линчевали тех, кто был к этому непричастен.

4

Быстрого и легкого решения этой проблемы не существует. Попытки фильтровать фейковые новости предпринимались в Facebook, YouTube. К борьбе с дезинформацией подключился и Илон Маск, запланировав запуск сервиса Pravda. Главная идея сайта – отрегулировать оценку достоверности различных публикаций и оформить онлайн-рейтинг правдивости изданий и отдельных журналистов. Технические компании также работают над решением проблемы распространения ложной информации. Но научить машины отделять истину от лжи оказывается не так просто, как нам бы того хотелось.

5

Пока действенного способа фильтрации информации не изобретено, ученые и психологи призывают общество к осознанному потреблению контента и борьбе с «цифровым загрязнением». Они предлагают клеймить тех, кто распространяет ложную информацию. «Нам необходимо сделать дезинформацию позорной, как вождение в нетрезвом состоянии», — убеждена Клэир Вардл, исследователь из Гарварда.

Источник